Как рассказывать ребёнку о Христе?

Как расск реб о Христе 1

Евангелие — радостная книга

Евангелие по-гречески — благая, добрая весть. Апостолы проповедовали «евангелие Царствия» — радостную весть о том, что «приблизилось Царствие Божие». А еще Господь сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14). И кто, как не дети, почувствует всю силу радости Царствия Божия, пришедшего к людям!

Начинать знакомство с глубинами Евангелия ребенку естественнее и нужнее всего именно с самого радостного сознания, что Господь Иисус Христос — с людьми, что Он ради них творил чудеса, и что везде, где Он появлялся, тьма наполнялась светом, боль и даже сама смерть отступала. Он нес счастье и спасение. Он — Спаситель.

Всё остальное, что всю жизнь человек будет узнавать из Вечной Книги — Евангелия, да будет пронизано этим детским знанием того, что Он с людьми Своими — что «с нами Бог!» Читайте же книгу с ребенком, сорадуясь вместе с ним!

Первая книга о Христе должна пробудить интерес и любовь ко Спасителю. Это присутствие Христа в жизни ребенка можно и нужно поддерживать, а его интерес к жизни и делам Христа — возгревать и удовлетворять. И не только из книг.

Хорошо, если вы найдёте ещё и хорошие книги для малышей, пересказывающие Евангелие… Но книг, рассчитанных на совсем маленьких детей, фактически нет. То есть даже если в ваших руках окажутся книги с простым (и при этом далеко не уводящим от Евангелия) текстом и хорошими картинками, задача рассказа о Спасителе все равно останется — во всяком случае, пересказа историй из детской книги. Но в таком случае может не худшим выходом оказаться пересказ непосредственно из Евангелия. Главное в таком пересказе или собственном рассказе — простой и чистый язык и искренность.

Лучше всего, если такие рассказы из Евангелия будут постоянны, станут почвой общения между вами и ребенком. А для этого вам надо с любовью и особенным, направленным на вашего ребёнка интересом почитать Вечную Книгу и выбрать из неё то, что наиболее внятно малышу и затронет его душу.
Для маленьких это – другие чудеса Христа (многие исцеления, например), а также события Его жизни, которые сами по себе чудесны: Рождество, Крещение, Преображение.

Начинайте с жизнеутверждающих, ничем не омрачённых событий, которыми Евангелие полно. И рассказывайте просто-просто, самую суть, но так, чтобы выразить то, что трогает ваше сердце и, безусловно, может тронуть сердце вашего ребёнка. Тогда между вами начнёт устанавливаться удивительное общение во Христе.

Как хорошо рассказать об воскрешении девочки — дочери начальника синагоги Иаира (Евангелие от Марка, глава 5, 22 – 24 и 35 – 43; Евангелие от Луки, глава 8, 40 – 42 и 49 – 56)! Прочитайте историю у обоих евангелистов. Конечно же, у Марка вы возьмёте поразительную деталь: «девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати» — то есть она сразу повела себя как здоровый ребенок, ей хотелось двигаться. А врач Лука отмечает: «Он велел дать ей есть». Вот это, вместе со скорбью родителей и даже насмешками тех, кто видел, что девочка умерла – войдёт в ваш рассказ о радостном чуде воскрешения.

Мы рекомендуем в этих рассказах с благоговением (без надрыва, но со всею серьёзностью) употреблять имя Господа, лучше всего в форме «Господь Иисус Христос», чтобы оно, ещё и не осознанное, входило в сердце ребёнка. Так же бережно надо называть Пресвятую Богородицу, Матерь Божию. Вообще следует избегать всякой игры, сюсюканья, фальши и «приспособления к понятиям» малыша, а держаться полной искренности. Тогда рассказы о Христе будут самой глубокой частью вашей общей жизни.

О чуде в Кане

Как расск реб о Христе 2

Чудо в Кане Галилейской (Евангелие от Иоанна, глава 2) – первое чудотворение Господа Иисуса Христа, нам известное. В рассказе для малышей мы пытались передать его радостную суть: Господь принёс радость и праздник людям.

Однако некоторых взрослых, и даже очень взрослых людей, смущает, что чудо связано с вином, а винопитие принесло и приносит миру столько бед. В семьях, где эти беды стали жестокой частью жизни, отношение к вину не может быть свободно-радостным.

А нам для нашего чтения с детьми нужна спокойная и свободная радость. Отбросьте свои сомнения, если они у вас есть! Здесь рассказ не о спиртосодержащем напитке, а о прекрасном питье, которое «веселит сердце человека». Для ребенка приведите в подобие компот, сок, вообще самое вкусное питье — и скажите, что то чудесное вино было вкуснее и радостнее любого лучшего питья, потому что это было питье Царствия Небесного.

А для себя отметьте, какая близость без слов и какое благоговейное взаимное послушание являет общение Матери Божией и Иисуса на этом пиру. Пресвятая Богородица просто говорит Господу: «Вина нет у них». И на ответ, который при отсутствии внутренней близости означал бы «ну и что?» — Она уже знает, что Сын ее всё управит, всё сделает: «Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». Здесь послушание Сына Матери и послушание Матери Сыну Своему и Богу одновременно.
Об этом не надо растолковывать ребенку — но если вы будете чувствовать это, почувствует это и дитя.

Об исцелении расслабленного

Евангелие от Марка, глава 2, стихи 1–12; Евангелие от Луки, глава 5, стихи 17–26.

Как расск реб о Христе 3

Евангельское чудо вплотную подводит ребенка к понятию о больных, страждущих, об инвалидах, которых он, возможно, еще почти и не видел. Детей часто (и в целом справедливо) стараются защитить от зрелища человеческого страдания и болезней, но нельзя просто загораживать их от всего этого. Понятие о любви и силе Христовой помогает найти отношение к той боли, что есть вокруг нас. У расслабленного — верные друзья, готовые совершить очень странный с точки зрения людей (и совершенно естественный в понимании ребенка!) поступок — разобрать крышу и спустить поближе ко Христу больного друга. Чудо и рассказ — о том, что с Богом и в Боге НЕТ болезней, что с Ним упраздняются грехи (помните, что разговор о грехе с трёхлетним малышом вести ещё рано! Но вы-то должны думать и о грехах, прощаемых расслабленному). Грехи прощены, человек — за веру и любовь своих друзей! — обрёл здравие и полноту жизни, и люди славят Бога.

О воскрешении сына вдовы

Евангелие от Луки, глава 7, стихи 11–16.

Как расск реб о Христе 4

А здесь мы подходим к понятию и о смерти… Знает ли ваш маленький, что существует смерть? Если еще нет, то рассказ о воскрешении, о преодолении смерти Господом Иисусом Христом, властным над жизнью и над смертью — лучший ввод в это неизбежное представление.

Тема смерти — очень сложная тема, нет единых рецептов для того, как подавать её детям. У нас, христиан, всё-таки есть одно важное правило, универсальное для всех случаев, от полного спокойствия и непонимания до повышенного страха смерти, который случается и у маленьких детей. Мы знаем, что Христос победил смерть и что есть жизнь вечная. И рассказ об этом чуде — рассказ о Жизнодавце, о Победителе смерти. Используйте силу этого рассказа и сам радостный строй иллюстраций, чтобы дать ребенку оружие против страха смерти и маловерия на долгие годы вперед.

О насыщении пятью хлебами

Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 15–21; от Марка, глава 6, стихи 34–44; от Луки, глава 9, стихи 10–17; от Иоанна, глава 6, стихи 4–14.

Как расск реб о Христе 5

Как видите, это чудо описано всеми четырьмя евангелистами. Здесь Господь является как повелитель материи, Даятель жизни. Иисус «увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» — этою жалостью и любовью Он дарует людям и хлеб, чтобы они могли остаться с Ним и не страдать. Пожалуй, это главное представление, необходимое для того, чтобы совместно с малышом усвоить рассказ об этом евангельском чуде.

О хождении по водам

От Матфея, глава 14, стихи 22–36; от Марка, глава 6, стихи 45–56; от Иоанна, глава 6, стихи 15–27.

Как расск реб о Христе 6

Этот отрывок следует непосредственно за рассказом о насыщении народа пятью хлебами. Здесь Христос предстаёт как Спаситель. Это рассказ о вере, о том, как верующему Бог дарует преодоление даже законов природы (а мы с вами знаем слова Спасителя о том, что имеющий веру с горчичное зерно может и горы передвигать!).

Удивительны слова у апостола Марка: «И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено». У Иоанна Иисус говорит народу, пришедшему к Нему после чуда на водах: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». Это показывает нам, что при совершенно грандиозной чудесности насыщения хлебами не только «народ», но и избранные апостолы могли воспринять это событие приземлённо, обыденно — просто потому, что оно не вмещалось в их представления. А вот чудо на водах так воспринять невозможно! Тут и буря, и ужас надвигающейся гибели, и невероятная фигура Христа над водами, Который кажется апостолам призраком, и еще более невероятное — Петр по вере Господу, по любви к нему тоже наделяется этой сверхъестественной возможностью!

Порадуйтесь и подивитесь вместе с ребёнком и горячности Петра! Пройдет немного времени, и вы вместе будете радоваться и ужасаться явлению Воскресшего Господа на море Тивериадском, когда тот же Пётр бросился в воду с лодки и поплыл — лишь бы скорее приблизиться к Учителю! (Иоанн, глава 21) А быть может, раньше вы переживете с ребёнком рассказ о чудесном лове рыбы и призвании Петра (Евангелие от Луки, глава 5, стихи 11). Непременно перескажите ребенку позже эти эпизоды.

Некоторые объяснения

Кувшины для воды в Кане, налитая в которые вода превратилась в вино, были очень большие, из камня. Ребёнку можно пояснить: «с тебя ростом или чуть поменьше».

Царствие Божие — очень важное понятие Евангелия (собственно, и само Евангелие – это благая весть о Царствии Божием). Думается, ребёнку без особых вопросов и не надо объяснять это понятие, интуитивное детское представление о сказочно-прекрасном Царстве, где живет Бог, ближе к истине, чем наши объяснения.

Прощаются тебе грехи твои… Господь сразу не говорит расслабленному: ты здоров. Он говорит о более важном: ты прощён, Я люблю тебя. Если вам с ребенком удастся задуматься над этим, понять и принять, что именно эти слова были сначала, и прощение предшествовало чуду исцеления — вы станете ближе друг другу. Ведь и мама, и папа сперва прощают, а потом дарят подарки и радости…

От простого селения город отличался тем, что был обнесён стеной. Слово «город» и значит – огороженный. «Огород», между прочим — тоже.

Овечки, что остались без пастуха… В Евангелии: «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много». Видел ли ваш ребенок овечье стадо? Знает ли он, как теснятся овцы друг к другу и пастуху? А на Востоке до сих пор пастух идет впереди стада, как вожак.

Там было около пяти тысяч человек… Слова «пять тысяч человек» ничего не говорят ребёнку. Но вы можете объяснить, что столько народу довольно тесно заполняет стадион (наверняка ребенок видел стадион) или показать пространство двора, примерно равное стадиону: «Вот здесь все бы поместились с трудом. А представь себе, когда они улеглись на траве — со всех сторон от Господа Иисуса Христа!»

Пять хлебцев ячменных… Наверное, ваш ребёнок никогда не видел растущего ячменя и уж наверняка не ел ячменного хлеба. При случае расскажите ему, как пекут хлеб из муки, как мука делается из зёрен и какие разные бывают злаки. И покажите остистый колосок ячменя.

Короба — большие плетёные корзины, обычно прямоугольной формы, которыми пользовались и в Иудее. У нас в России очень похожие короба делались из лыка и бересты.

Благословил… Если у ребёнка есть церковные впечатления, напомните ему (а в храме покажите), как благословляет батюшка в ходе богослужения кадило, Евангелие, те же хлебы на всенощном бдении. Но ни в коем случае не вопроизводите этого богослужебного жеста!

Елена Тростникова

Источник: http://www.proza.ru/2006/12/06-150

Добавить комментарий