Зачем необходимо покаяние за страсти, или почему синяя лампочка не даёт белого света?

IMG_0332

Зачем необходимо покаяние за страсти? Здесь дело в том, что грех и страсти – это не одно и то же. У них природа существования и действия совсем разные. Если взять, например, зависть — то есть грех зависти, а есть страсть зависти. Грех зависти (это можно говорить о любом грехе) – это какое-либо действие, поступок, речь, слово, мысль или дело, которое сделал — и оно ушло. Слово греховное сказал — и его не стало. Мысль пролетела в голове — и исчезла. И так далее. Но они являются просто нарушением заповеди Божией о нравственности, благочестии и добродетели христианской. То есть это просто греховное какое-то действие, показывающее нашу зависть. За грех покаялся, получил прощение от священника — и его нет. Грех забывается навечно. А страсть имеет совсем другую природу существования.

Страсть — что рубец на душе, который делает её как бы болящей, ненормальной. Страсть можно сравнить с каплей грязи в кристально чистой воде. Вода перестаёт быть чистой, и сколько бы ты ни употреблял её, она всегда будет со вкусом грязи. Страсть похожа также на соль в солёной воде. Присутствие соли делает воду солёной и портит её, т.е. делает нечистой. Страсть делает то же самое с душой. Она делает душу греховной, т.е. нечистой, и душа уже неспособна на жизнь по заповедям Божиим.

Такова природа души, что страсть откладывается в сердце (там память наша находится), т.е. в духе, и оказывает поэтому влияние на деятельность разума, где и зарождаются наши помыслы, и отдаются команды на действия и дела. Поэтому человек, который вырастил в себе страсть (например, зависти) не может не делать грех (не может не завидовать), т.к. страсть будет всё время порождать грех. Это можно сравнить с лампочкой, у которой стекло покрасили синей краской. Такая лампочка не может дать белый свет, как бы она не старалась.

Страсть для души является нечистотой и смертным грехом для человека, т.к. Бог сказал в Евангелии нам: «И не войдёт в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи» (Иоан.21,27). «В него…» – это сказано про Горний Иерусалим, про Царствие Небесное Бога-Отца. «Нечистое,.. преданный мерзости…» – это про страсти. А «… лжи» – это уже грехи наши, за которые мы не раскаялись и тем солгали Богу в своём покаянии. Это серьёзно очень. Бог не отступит ни на одну запятую от Своих слов. То есть Бог нам чётко говорит, что ни один человек, кто подвержен страстям и страстным зависимостям, из-за которых мы и делаем грехи, не войдёт в Царствие Небесное и вечной жизни не получит. Вот почему нужно раскаяние не только за грехи, но и за страсти. Страсти уродуют душу и делают её неполноценной, неспособной к жизни в Царствии Небесном. Здесь можно, конечно, говорить о милосердии Божием и тем оправдывать себя, но это и есть ложь перед Богом, что человек не желает исправлять себя и ищет лазейки для самооправдания. Помилованию подлежат убогие и немощные умом и здоровьем, пожилые и люди, находящиеся в безвыходной ситуации.

Вторая причина, почему необходимо покаяние за страсти — это то, что человек не может своими силами (а особенно в наше время) победить свои страсти, чтобы очистить сердце своё и исправиться. Ведь исправление себя для человека и есть очищение сердца от страстей. Страсти дают характер, образ мышления (психологию мышления), которые не дают возможность человеку правильно осмыслить и оценить своё состояние греховности, чтобы приложить усилия для исправления. Поэтому надо сначала ослабить действие страстей, чтобы потом можно было исправить себя, свой характер и мышление. Ибо именно страсти не дают нам это сделать. То есть нужно избавиться от страстей, чтобы смочь исправить себя.

Это может сделать только Бог, но Он желает услышать наше покаяние перед Ним за свой характер, ум и т.д., т.е. за страсти, а не за грехи, потому что мы делаем грехи из-за своих страстей, а не сами по себе грехи лезут из нас. И исповедь имеет такое свойство, что прощается только то, что названо на исповеди. Неназванный грех не прощается, и человек не освобождается от вины за этот грех. То есть то, что названо, то и прощается человеку, и он потом через Причастие исцеляется от этого названного греха. То же самое и про страсти.

Всё дело в том, что грех (зависти, например) и страсть (зависти) – это не одно и то же. То есть, если мы говорим на исповеди: «Прости, Господи, мне зависть, самолюбие, гордость, зло сердечное», то мы каемся в своих грехах зависти, в грехах самолюбия, в грехах гордости, в грехах зла. Причина же греха, которая находится в виде страсти в нашем сердце (Мк.7.21-23), не названа — и значит, по Закону духовному (свобода воли и деятельности человека, которые указывают, что если человек что-то не назвал на исповеди, значит, он не хочет этого делать), — эта причина останется при человеке. То есть, если не назвать на исповеди конкретно страсти: страсть зависти, страсть самолюбия, страсть гордости, страсть зла сердечного.., то они исцелению не подлежат и Бог не помогает человеку исправиться, т.к. человек не назвал того, что необходимо, чтобы покаяться ему за нечистоту сердечную из-за страстей.

Поэтому, если желаем исправить себя и очистить, исцелить душу от страстей, тогда покаяние за страсти – это обязательно. Это не домыслы и не фантазии. Это проверено опытом жизни. Особенно помогает такая исповедь при исцелении от болезней, т.к. главной причиной болезней является страстность и страстная зависимость души человека.

Чтобы исповедь была полноценной, обязательно необходимо на исповеди произносить слово страсть: «Каюсь, Господи, за страсти свои: страсть гордости, страсть самолюбия, страсть жестокосердия, страсть зла сердечного, страсть гнева, страсть… и т.д.».

Исцеляет душу от страстей и от грехов (избавляет от зависимости) только Таинство Причащения Святых Даров Тела и Крови Христовых, а не исповедь. Но без покаяния за страсти на исповеди — исцеление от страстей при посредстве Святых Даров Христовых Господом Богом не производится. То есть без исповеди за страсти, страсти через Святые Дары не исцеляются.

DSCN9176

Второе условие исцеления души от страстей через Святые Дары Христовы – это обращение к Богу в жизни своей и переход к жизни по заповедям Божиим. Без перехода к жизни по заповедям Божиим никакая исповедь и причащение Святых Даров не помогут. И здесь своя причина. Страсти образуются через привычку, навык и многократное совершение греха. Навык жизни во грехе – он в основном не даёт человеку забыть о нём и не вспоминать его. Ибо воспоминания греха и страстей имеют свойство влечь человека на грех, чем постоянно и пользуются духи злобы, вкладывая прилоги воспоминаний и мечтаний о грехе.

Поэтому, чтобы справиться с деланием греха, через которое страсть вновь и вновь оживает в нас, а причащение Св. Даров из-за нашего поведения не приносит своих плодов (Бог не будет лечить тех людей, которые не сопротивляются грехам и потакают своим страстям), необходимо перевоспитывать себя, т.е. обучать себя, невзирая ни на что, жизни по заповедям безгрешия, т.е. оказывать активное сопротивление греху и строить на этом свой образ жизни, чтобы обучить себя деланию заповедей Божиих. Только совместное соработничество человека с Богом в деле исправления души приносит хорошие результаты. И не надо бояться, и не надо унывать, но верить Богу и быть активным делателем заповедей безгрешия. Тогда с Божией помощью человек всё сможет сделать. Вот только нужна сильная молитва к Богу об исцелении души от страстей.

При подготовке к исповеди нужно помнить, что этому сильно мешают духи злобы. Они знают, что если человек исцелится от страстей, то они потеряют над ним власть, и человек никогда не погибнет. Поэтому они, чтобы помешать, стараются сильно рассеять ум человека, чтобы человек забыл о своих грехах. Да и многозаботливость рассеивает ум. Они отнимают память, вкладывают в сердце нежелание покаяться, нагоняют всякий страх и стыд за грехи, чтобы не смог открыть их перед священником на исповеди, подавляют волю и желание к исправлению себя человеком, всевают помыслы самооправдания, возбуждают гордость, самолюбие и лень, чтобы только не пошёл на исповедь и не покаялся за ту же гордость.

Поэтому, чтобы не забывать на исповеди грехи, надо обязательно записывать их — так сказать, вести их учёт, чтобы затем прочитать перед священником на исповеди. Запись должна быть лаконичной. В ней не надо вести записи причин греха, ибо каяться нужно за совершённый грех, а не за причину и обстоятельства жизни.

Особенно важно исповедание помыслов и настроений сердечных. Наши помыслы и настроения есть показатель наших страстей. За ними скрывается наша нечистота сердечная, исправить которую есть самая первая задача христианина. Это во-первых. Во-вторых, греховные помыслы служат главным источником образования страстей в сердце и причиной скрытого разврата души, которое приводит душу к падению и к построению образа жизни ради греха.

Постоянно возникающие греховные помыслы и разного рода сердечные настроения, влекущие нас в грех, есть показатель нашей греховной зависимости (Мк.7,15-23; Иоан.8, 34).

Нужно помнить, что после исповеди и Причастия с человеком могут происходить из-за духов злобы искушения и грехопадения. Если после покаяния и происходят падения помимо желания человека, то это уже невольный, либо непроизвольный грех, который происходит не по произволению сердечному и желанию человека, но по немощи от присутствия страсти греховной и злобе диавольской, который через страсть эту ввергает грешника в падение.

Покаяние на исповеди за невольные (или непроизвольные) грехи также необходимо, ибо всякий грех, если его не беречься, перерастает в страсть. Самих подобных падений бояться не надо и не отчаиваться из-за них, но вновь и вновь подниматься, и со всей решительностью и желанием исправить себя вновь идти на исповедь, и каяться за своё падение и за страсти, даже если это происходит через каждый час, как делали это древние христиане, добиваясь совершенной чистоты сердечной от греха.

Священник Николай Курнявко

Добавить комментарий