Огласительные беседы перед принятием Святого Крещения

Для всех, кто решил принять Святое Крещение, а также для родителей, желающих крестить своих детей, в Троицкой церкви проводятся обязательные огласительные беседы. Они проходят по воскресным дням в 18.00. За свечным ящиком производится предварительная запись. Беседы проводит священник Сергий Смольянинов, настоятель Сергиевского храма с. Горы. Отец Сергий имеет большой опыт работы на ниве христианского просвещения. Будучи ранее клириком Всехсвятской церкви в Ступинском благочинии, он постоянно проводил огласительные беседы для желающих принять Таинства крещения и венчания, преподавал сектоведение и историю Русской Церкви на богословских курсах и вёл на ступинском телевидении передачу на евангельские темы.

Огласительные беседы

Для чего нужны огласительные беседы? Сейчас всё чаще во многих храмах перед совершением Таинства Крещения проводятся приготовительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих людей такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше всё было проще – пришёл в храм, и тебя крестили. Действительно, почему нельзя крестить человека без подготовки? Ведь если он пришёл — значит, хочет креститься, и зачем препятствовать этому?

Как это ни странно звучит, практика «пришёл и крестился» – это плод гонений на Церковь со стороны советских властей. Действительно, если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг — то он совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения. Но до времён гонения подобной практики не существовало.

Длительная подготовка перед Таинством Крещения требовалась уже в самые ранние годы существования христианской Церкви. Все желающие должны были заранее записаться в определённые списки, свидетельствуя о своём желании. С началом поста эти люди становились «оглашенными» – так назывались готовящие ко Крещению, поскольку им читались специальные поучения – оглашения.

Когда пост приближался к концу, все оглашенные приходили на экзамен к Иерусалимскому епископу, и он спрашивал каждого об основах христианского вероучения. Если человек готовился ко Крещению нерадиво, то он не допускался до этого Таинства, и оно откладывалось до следующего раза. Но самое главное, что оглашенный должен был привести с собою поручителя – христианина, который должен был быть всем хорошо известен в Иерусалимской церковной общине. Этот христианин перед епископом должен был засвидетельствовать о том, что оглашенный достоин Крещения, ибо уже живет по-христиански.

Таким образом, необходимость подготовки ко Крещению и недопустимость Крещения без неё – это не нововведение, а возрождение обычного положения дел в Церкви.

Вот что говорит об этом известный русский подвижник и духовный писатель XIX века святитель Игнатий Ставропольский (Брянчанинов): «Необходимо тщательное приготовление перед принятием святого Крещения. В тщательном приготовлении заключается неотъемлемое условие того, чтобы великое таинство принесло обильно плод свой, чтобы оно послужило во спасение, а не в большее осуждение. Это говорится для объяснения таинства и в особенности для приступающих к нему не в младенческом возрасте, в котором по обстоятельствам настоящего времени почти все мы принимаем Крещение.

Приготовление к святому Крещению есть истинное покаяние. Истинное покаяние сеть неотъемлемое условие для того, чтобы святое Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов грехами, в сожалении о них, в исповедании их, в оставлении греховной жизни. Иначе: покаяние есть сознание падения, сознание необходимости в Искупителе, покаяние есть осуждение своего падшего естества и отречение от него для естества обновленного.

Необходимо, чтобы наш сосуд — сосудом называю ум, сердце и тело человеческие по отношению к Божественной благодати — был очищен для принятия и сохранения Духовного Дара, преподаваемого святым Крещением. Необходимо, чтобы этот сосуд не только был очищен, но и осмотрен прилежно, необходимо, чтобы имеющиеся в нем повреждения, особенно скважины, были тщательно исправлены; если же они останутся неисправленными, то живая вода (Ин. 7, 38), вливаемая в сосуд святым Крещением, не удержится в сосуде: она излиется из него, к величайшему его бедствию. Скважинами называю греховные навыки. Необходимо, чтобы наш Иерусалим был отовсюду обнесен, как стенами, благими нравами и обычаями: тогда только может быть принесено в жертву и всесожжение, в купели Крещения, наше падшее естество, а естество обновленное, доставляемое Крещением, сделаться алтарем благопотребным для принесения жертв и всесожжения, благоугодных Богу (Пс. 50, 20, 21).

Без такого приготовления какая может быть польза от Крещения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся впоследствии в полном неведении о том, что мы приняли? Между тем мы приняли неоцененный Дар, приняли на себя страшное обязательство; ответственность по этому обязательству так же неизмерима и бесконечна, как неизмерим и бесконечен Дар. Какая может быть польза от Крещения, когда мы не понимаем нашего падения, даже не признаем, что наше естество находится в состоянии горестнейшего падения?»

Добавить комментарий