Паломничество и туризм

Ответственный – директор Воскресной школы Елена Юрьевна Варлыгина (тел. 89161419044)

Пало́мничество — путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; вообще хождение верующих к святым местам на поклонение.

Христианский обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных со Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей, помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники.

В христианские времена паломничество получило распространение в IV веке – после того, как святая Елена отправилась для поклонения в Землю, где жил и учил Христос. У христиан паломничество началось в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя. Каждый паломник получает много впечатлений от чудесных знамений и необычных совпадений, происшедших с ним во время паломничества.

В России странники-богомольцы стали появляться в 11 веке, а в следующем столетии игумен Даниил возжег неугасимую лампаду у Храма Гроба Господня от имени всея Руси. Он первым описал святые места и условия паломничества к ним.

Но особое распространение паломничество в Святые земли получило, когда в 1847 году государевым указом в Иерусалиме была учреждена Русская Духовная миссия. Она приобретала ценные с духовной точки зрения земельные участки, вела обширное строительство. Перед Первой мировой войной в одном только Иерусалиме насчитывалось с десяток русских церквей, 7 монастырей, 17 странноприимных домов, больница и 4 лечебницы, 25 школ и две учительские семинарии. В дореволюционное время на Пасху в Иерусалиме собиралось до десяти тысяч русских, совершающих паломничество.

Актуально паломничество и в наши дни. Во все века паломничали с молитвой, с духовными песнопениями. Придя к цели паломничества, первым делом шли приложиться к главной святыне, ради которой предпринимался путь. Обязательно были на Богослужении, исповедовались и на следующий день причащались Святых Христовых Тайн. И только после этого осматривали «достопримечательности», отдыхали душой. Часто паломники старались получить благословение чтимого в святом месте старца, поговорить с ним, испросить духовного совета. И только после этого, духовно обогащенные и умиротворенные, паломники отправлялись в обратный путь. Вернувшись домой, они рассказывали о святынях, о чудесах и исцелениях, свидетелями которых были.

В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество верующих в святые места. Большую роль в этом играют действующие монастыри и церкви, организуя такие мероприятия. Появились паломнические службы, специализирующиеся на организации паломнических поездок по всему миру. Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс.

Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом, внутренняя их суть весьма различается: в то время, как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, «очищение души», перед посещением святыни.

Весной 2003 года Межрелигиозный совет России внёс предложение в Госдуму РФ о разграничении понятий «паломничество» и «туризм» на правовом уровне.

 

Наши паломнические и туристические поездки.