Реставрация и строительство.

Ответственный – протоиерей Алексий Карабанов (тел. 89031371806).
При Московском епархиальном управлении действует Епархиальный отдел по реставрации и строительству, который, является методическим и координирующим центром по вопросам реставрации и строительства зданий и сооружений, управления церковной недвижимостью Московской епархией.

При Озёрском благочинии работу отдела курирует протоиерей Алексий Карабанов, занимающийся вопросами реставрации и строительства зданий и сооружений, управлением церковной недвижимостью, а также иными вопросами в соответствии с указаниями Управляющего Московской епархией.img_1522
Храм Вознесения Господня в селе Сенницы, один из самых старейших в Озёрском благочинии. С весны 2015 года в храме производились масштабные реставрационные работы по епархиальной программе восстановления порушенных святынь.

thumb_img_3357_1024С 2013 года в Троицком храме проведены масштабные ремонтные и благоустроительные работы. В результате реставрационно-восстановительных работ храму возвращается благолепный облик 19 века.
От сажи и копоти отмыта внутренняя часть церкви; произведены молярные работы по оштукатуриваю и покраске барабана, восточной (внешней) части.
Реставрационные работы купольной кровли Троицкого храма начались весной 2014 года. Озерчане могли ежедневно наблюдать, как сначала строители осуществили процесс демонтажа креста, главки и куполочка с большого купола Троицкого храма.
Прежняя конструкция, деревянная, из-за протечек находилась в аварийном состоянии и требовала замены. Строители закончили облицовку большого купола и подготовили всё, чтобы установить новый крест (старый крест был из алюминиевого профиля) на храм к престольному празднику. Купол храма был облицован нержавеющей сталью с покрытием нитрит титана, под золото. 8 июня 2014 года новый золочёный купол Троицкого храма сиял ярче обычного. По окончании праздничного богослужения и крестного хода, благочинный церквей Озёрского округа священник Евгений совершил чин освящения нового креста, венчающего маковку церкви. В этот день он был установлен на купол храма.
Также в 2014 году полностью оштукатурен и окрашен световой барабан и установлены новые окна.
5В 2015 году — оштукатурена алтарная часть Троицкого храма. Полностью заменено внутреннее отопление и инженерные сети с учетом современных технологий. Установлены системы видеонаблюдения, пожарной сигнализации, озвучивания. Отремонтировано помещение свечного ящика. Выделена и переоборудована просфорня.
На звоннице переоборудовано место звонаря и установлен электронный звонарь.
В 2016 году — от сажи и копоти очищено паникадило, продолжается оштукатуривание северного и южного фасадов храма.
thumb_img_3331_1024За три года отреставрированы иконы Смоленской Божией Матери, Трех святителей, Николая Чудотворца, «Достойно есть»…
Созданы комфортные условия и благоприятная обстановка для обучения детей в воскресной школе. Обновлена материально техническая база школы, классы оснащены компьютерной техникой.
Храм продолжает жить и развиваться. Своим чередом совершаются богослужения, возносятся молитвы под сводами. Устраиваютя паломничества по святым местам. Древний храм, намоленный многими поколениями верующих людей, вдохновляет всех творить добрые дела во славу Божию, и на благо Его Святой Церкви.

ФОНД ВОССТАНАВЛИВАЕТ СВЯТЫНИ

Летом 2015 г. в резиденции митрополита Ювеналия в Богородице-Смоленском Новодевичьем монастыре Москвы под председательством губернатора Московской области А.Воробьёва, сопредседателя Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь, состоялось заседание попечительского совета Фонда. В заседании приняли участие сопредседатель попечительского совета фонда митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, члены попечительского совета, а также директор Фонда, благочинный Красногорского церковного округа, настоятель Успенского храма Красногорска протоиерей Константин Островский. В рамках мероприятия были затронуты вопросы, связанные с реставрацией храмов Подмосковья и дальнейшей работой по привлечению финансовых средств на их восстановление. На заседании было отмечено, что в настоящее время рассматривается вопрос о возможном включении 9храмов в государственную программу Московской области «Культура Подмосковья» на 2016–2018 гг. По словам директора Фонда, протоиерея Константина Островского, всего в Подмосковье в реставрации нуждается 253 храма, из них 108 находятся в руинированном состоянии. По итогам решений управляющего совета Фонда заключено семь договоров на разработку проектов противоаварийных и реставрационных работ по трём храмам: Вознесенскому в Озёрском районе, Ильинскому в Коломенском районе и Воскресенскому в Рузском.

Освящение храма Вознесения Господня в Сенницах

СЕННИЦЫ: ВОЗРОЖДЕНИЕ «ЖЕМЧУЖИНЫ ПОДМОСКОВЬЯ»

снтмки 172

 

 

 

 

 

«Десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь». преп. Серафим Саровский

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ…

Подмосковье богато древними храмами и монастырями. Здесь издавна были сосредоточены великие святыни и неисчислимые сокровища церковного искусства. ХХ век стал временем страшных гонений для Церкви, когда храмы и монастыри были закрыты, святыни разграблены, духовенство уничтожено. Казалось, вера на земле русской исчезла окончательно. Однако Господь судил иначе: с празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. церковная жизнь начала возрождаться. Восстали из руин древние храмы, затрезвонили колокола и на новых церквях. Не осталась в стороне и Озёрская земля. Первого июля 2008 г. архиепископ Можайский Григорий совершил великое освящение храма на территории воинской части д. Паткино в честь святого великомученика Димитрия Солунского. В апреле 2010 г. в Озёрском краю зазвонили колокола нового храма в честь святителя и чудотворца Николая в с. Комарёво. 23 октября 2010 г. архиепископ Можайский Григорий совершил великое освящение храма на территории городского кладбища во имя Всех Святых. 27 сентября 2014 г. по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был совершён чин закладки камня в основание храма во имя иконы Преображения Господня, который в скором времени будет построен в селе Бояркино Озёрского района. В селе Бабурино идёт строительство церкви во имя святого Серафима Саровского, приписанной к Сергиевской церкви в Горах. Продолжается храмовое строительство. Для Озёрского благочиния храмы – это связующая нить, соединяющая традиции предков с настоящим и будущим…

ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЗНЕСЕНСКОГО ХРАМА

Вознесенский храм многие озерчане называют ласково «жемчужина». Именно это слово наиболее полно передает впечатление, которое остаётся после знакомства с историей храма и старинного барского поместья. Не случайно этот храм стал одним из первых, на восстановление которого, по благословению митрополита Ювеналия, были выделены средства из Благотворительного фонда. С весны 2015 г. в Вознесенском храме с. Сенницы начались масштабные реставрационные работы по епархиальной программе восстановления порушенных святынь. Настоятель протоиерей Алексий Карабанов рассказал, что уже завершены противоаварийные работы, укрепление фундамента, вычинка кирпича, ремонт цоколя здания, гидроизоляция. Отреставрированы кровля, восстановлены парапеты на колокольне, частично выкрашен фасад храма. На первом этаже идёт оштукатуривание, там же установлен каркас иконостаса. На втором – залита стяжка на полу, туда приобретена церковная утварь. Заменены двери на двух этажах. Планируется заменить все оконные рамы, установить каркас иконостаса и заменить проводку на втором этаже. В ближайшее время пройдёт планировка и благоустройство территории вокруг храма. Уже убран лишний слой земли. Реставрационные работы продолжаются. Их завершение запланировано на 26 июня. 27 декабря 2015 г. благочинный церквей Озёрского округа священник Евгений Кочетков вместе с настоятелем Вознесенского храма с. Сенницы протоиереем Алексием Карабановым и настоятелем Покровского храма с. Сосновка священником Арсением Писаревским совершил освящение креста на главку этого храма. На богослужении присутствовали представители строительной компании, выполняющей работы на приходе, и прихожане.

ПО СТРАНИЦАМ ЛЕТОПИСИ ХРАМА

Храм Вознесения Господня в селе Сенницы – один из самых старейших в Озёрском благочинии. В книге отца Иоанна Добролюбова приведены общие сведения о селе и церкви при нём. Село Сенницы относилось к Ростиславльскому стану и граничило с землями, приписанными к Сосновской Покровской пустыни, и угодьями села Рядинки. Называлось это селение по-разному: в документах оно именуется и сельцом Плоский Брод, и Михалевым, а потом Сенницами. В конце XVI в., судя по записям в Платёжных книгах 1595 года, вотчиной владели Борис Иванович Есипов и князь Афанасий Фёдорович Гагарин. К началу XVIII в. Сенницким поместьем владели братья Иван и Матвей Петровичи Гагарины. Они отправляли многочисленные государевы службы, исполняя многие дела, и занимали высокие должности, а оттого были в чести у царей. В особенности же близок к царю Петру Алексеевичу был князь Матвей Петрович, который стал по царскому повелению комендантом Москвы и отвечал за ремонт стен Московского Кремля и Китай- города.Изначально церкви в Сенницах строили из дерева. Последний из известных деревянных храмов возвели в XVII в., потому что в платёжных книгах конца XVI века Сенницы под названием Плоский брод ( Михалева) записаны сельцом. Это указывает на то, что церкви там не было, ибо сельцом называлось селение, в котором не было церкви, но был двор землевладельца и часто — часовня. Выстроенная в XVII в. деревянная церковь была освящена в честь Вознесения Господня. Из служивших в той старой церкви священников известен отец Адриан. На рубеже XVII и XVIII вв. в Сенницах служил отец Павел, которого в январе 1703 г. сменил иерей Иоанн Тихонов. ТВОРЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ЗОДЧЕГО Землями вокруг Сенниц владели 17 хозяев – 5 бояр и 12 детей боярских. Многие из них были в родстве, и часть земель вокруг села принадлежала фамилии Гагариных. Когда князья Гагарины пожелали украсить свою вотчину необыкновенным храмом, для производства строительных работ они пригласили русского зодчего Григория Евсеева. Мастер Евсеев происходил из клана ярославских каменщиков и плотников, бравших казённые строительные подряды и частные заказы. Князь Иван Петрович Гагарин заключил с евсеевской артелью контракт, датированный 28 марта 1701 г. Согласно условию, Евсеев должен был выстроить церковь в Сенницах за два года. К сожалению, в сохранившихся документах не указывается, откуда брались строительные материалы – белый камень, кирпич и известь. Но судя по тому, что в других строительных контрактах часто упоминаются сделки по выработке кирпича, устройству известных печей и поставках тесаного камня, можно предположить, что церковь в Сенницах возводили из материалов местной выработки.

ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНОГО ОБЛИКА

Архитектура храма была необычна для здешних мест. Специалисты относят сенницкую церковь к стилю нарышкинского барокко: она представляет собой храм-звонницу, поставленный на высокий подклет. Четверик храма увенчан тремя восьмериками, средний из которых является собственно звонницей. К четверику примыкает полукруглый алтарь, с севера и юга пятигранные притворы, а с запада прямоугольная трапезная часть. В стене, отделяющей трапезную от четверика, устроены две лестницы: северная – в ложу владельцев и южная – на хоры и далее на звонницу. Подклет с церковью во имя Апостола Матфея служил зимним храмом и родовой усыпальницей князей Гагариных. Средний восьмерик храма сделан сквозным – для колоколов. В верхнем восьмерике-барабане сохранилась надпись, указывающая на год окончания стройки – 1709-й, и имя заказчика – князя Матвея Гагарина. Отделка храма и его украшение потребовали больше времени, чем само строительство. НОВЫЕ ХОЗЯЕВА ПОМЕСТЬЯ В последующие годы Сенницкое поместье неоднократно меняло хозяев. В 1721 г. князь Матвей Петрович Гагарин, находясь на славившемся большими возможностями посту губернатора Сибири, сильно хватил через край даже по меркам своего времени. Его необычайные подвиги на ниве казнокрадства и всякого иного лихоимства так неприятно поразили государя Петра Алексеевича, что никакие прежние заслуги его сиятельства не стали ему оправданием, и Матвей Петрович окончил свои дни на виселице. После казни князя принадлежавшие ему вотчины (и Сенницы в том числе) на некоторое время перешли в казённое владение. Но потом вотчину вернули семье, и её владельцем стал сын повешенного вельможи Алексей Матвеевич Гагарин, которому наследовал сын, крещёныйМатвеем в память о казнённом дедушке. Этот отпрыск родового княжеского древа умер бездетным, и вотчина перешла в руки его племянницы Софьи Вильегорской (в девичестве Матюшкиной). У мадам Вильегорской и ее супруга было двое сыновей, Матвей и Михаил, которые стали владельцами Сенниц послед смерти родителей. Потом поместье стало собственностью князей Шаховских– один из них стал зятем Михаила Вильегорского, получив Сенницы в качестве приданого жены. Точно таким путем стал владельцем Сенниц граф Федор Эдуардович Келлер, ставший зятем князя Шаховского. Каждый из этих господ оставил свой след в истории поместья, каждый из них пытался устроить его как можно лучше. Только храм, возведённый мастером Евсеевым, оставался всё тем же, каким он поставил его в начале XVIII в. Эта постройка была настолько массивной и дорогостоящей, была так хорошо выполнена, что переделать её никто не решился. К сенницкому приходу принадлежало несколько окрестных деревень: Балабаново, Кудрино, Трегубово, Бебехово которое также известно под названием Городище Старое Власово или Городок Старый Власьево. Это очень древние селения, известные еще в XVI в. Столь же давно в Сенницком приходе были известны деревни Ковылино, Редькино, Климово.

ПЕРЕСТРОЙКА И РЕМОНТ

Если положение храма в Сенницах было незыблемо и неизменно уже не первое столетие, то причт постепенно менялся. Открытие училища было одним из последних благодеяний, осуществленных отцом Василием Бельдинским, который прослужил в сенницком храме полвека. После его кончины в 1866 г. на приход назначили нового батюшку — Петра Ивановича Нарциссова. При новом настоятеле перемены наконец-то коснулись и Вознесенской церкви – в 1876 г. на средства благотворителей храм, простоявший без всякого изменения 170 лет, был распространён в северную и южную стороны. Тогда же возобновлен был иконостас главного придела. Настоятель Петр Нарциссов за усердную заботу по перестройке и украшению храма в 1875 г. был награждён набедренником. Причта при храме по утвержденному в 1873 г. штату положено было мало: священник- настоятель и псаломщик, но на приходе, помимо священника и псаломщика, служил ещё один псаломщик, считавшийся сверхштатным. Новые времена меняли и сельские приходы — не стало барина, вотчинной конторы, сословных ограничений. Выборная волостная власть оказалась в руках сельской верхушки, зажиточного крестьянства, того самого сословия простолюдинов, которому в советское время прилепили общее клеймо кулаков. Так называли селян, имевших наделы земли большие, чем могли сами обработать, нанимавших работников, занимавшихся торговлей, а иной раз ростовщичеством.

ЦЕРКОВНЫЕ ПОСТРОЙКИ

Отец Петр Нарциссов прослужил на сенницком приходе с 1866 по 1883 гг. Его сменил Петр Иванович Грацианский. По выборам он проходил должность депутата на епархиальном и училищном съезде от благочиннического округа Сапожковского уезда. За содействие распространению народного образования 19 февраля 1870 г. был награжден набедренником. В 1872 г. за труды по церковной постройке удостоился архипастырского благословения, а в 1876 г. был награжден скуфьей. Это был заслуженный, известный пастырь. 31 января 1883 г. Петра Ивановича перевели в Сенницы, уже 6 марта 1883 г. его назначили законоучителем в местное училище. С появлением отца Петра на приходе совпали важные для села и храма события. У церкви появился щедрый покровитель, имя которого раскрывается в упоминании о том,что для священника был выстроен дом. У псаломщиков были собственные деревянные дома. Все эти постройки стояли на церковной усадебной земле. Вознесенской церкви принадлежал деревянный на каменном фундаменте дом, в котором помещались богадельня и квартира церковного сторожа. Этот дом был построен в 1887 г. на средства прихожанина Георгия Васильевича Бурдасова.

НАСТОЯТЕЛЬ-МИССИОНЕР

В 1898 г. сенницкий приход получил нового настоятеля. Священник Александр Алексеевич Князев был сыном псаломщика из села Ловцы Зарайского уезда. Священник Александр Князев, продолжая традиции, заложенные в Рязанской епархии еще расширить сеть начальных учебных заведений, и в 1903 г. в деревне своего прихода он открыл школу грамотности. Кроме того, в Сенницах была министерская школа (одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) и земская (тоже одноклассная) школа в деревне Трегубово. Кроме того, Братство святителя Василия Рязанского 26 ноября 1904 г. утвердило отца Александра в должности противораскольнического миссионера благочиния. За заслуги в трудах по духовному и гражданскому ведомствам священник Александр Князев был награжден скуфьёй. Судя по документам, с началом Первой мировой войны в приходской жизни мало что изменилось. Приход сенницкой церкви состоял по-прежнему из села и деревень: Балабаново (Болобново?), Кудрино, Бебехово, Трегубово, Климово, Раткино. В них было 379 дворов, 1372 мужчины и 1418 женщин. В 1913 г., кроме школ в Сенницах и Трегубово, открылось земское училище в д. Раткино.

ОСВЯЩЕНИЕ ВОЗНЕСЕНСКОГО ХРАМА ВОЗГЛАВИТ МИТРОПОЛИТ После выполнения всех реставрационных работ уже летом 2016 года состоялось важное событие — чин великого освящения храма. Для его совершения  в Озёрское благочиние приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Как человек в таинствах Крещения и Миропомазания совлекает с себя ветхого человека, освящается, становится частичкой духовного тела Церкви, т.е. совершенно новым человеком, христианином, так и здание становится храмом, местом особого присутствия Божия на земле только после его освящения. Недаром этот чин называется еще «обновлением» храма: через древние молитвы и обряды здание становится святым, а потому — совершенно иным, новым. При Крещении человек опускается в освящённую воду, облачается в белую одежду, помазуется миром. Так и престол храма, его главное место, центр алтаря, на котором за Божественной литургией совершается самое главное таинство — приносится бескровная Жертва ото всех и за всех людей преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, — омывается, облачается в одежды и помазуется миром. Священные обряды на посвящение созданного храма Богу существуют в Церкви с глубокой древности. Полный чин освящения храма сложился не позднее IX в., отдельные же священнодействия и молитвословия, входящие в его состав, зародились ещё в глубокой древности.

КАК СОВЕРШАЕТСЯ ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ?

Устройство престола в алтаре, когда на приготовленное основание прибивается четырьмя гвоздями и прикрепляется воскомастихом (составом из воска, мастики иблаговонных веществ) верхняя доска, что знаменует пригвождение Спасителя ко кресту и помазание Его снятого с Креста тела благовонными ароматами. Омовение престола водой, в знак благодатного освящения его силой и действием Св. Духа, и смесью розовой воды с красным вином, возливаемой крестообразно, что таинственно образует все освящающую кровь Господа, истёкшую из Его ребра вместе с водой на Кресте; после престол помазуется миром в знак излияния благодати Божией; благовонный состав мира знаменует собой животворное благоухание духовных дарований. Облачение престола и жертвенника (места, где приготовляется жертва перед перенесением на престол) в специальные одежды. Поскольку престол имеет двоякое значение — гроба и престола славы Божией — на него возлагается двойная одежда: нижняя, белая, знаменующая собой плащаницу, в которую было обвито тело Спасителя для погребения, и верхняя, украшенная, изображающая Его вечную небесную славу. Освящение стен храма каждением, окроплением их святой водой и помазанием миром. Каждение храма изображает славу Божию, покрывавшую в виде облака ветхозаветную скинию. Перенесение крестным ходом и положение под престолом и в антиминс мощей; мощи, по обычаю, переносятся из ближайшего храма, что означает, что благодать освящения переходит и подаётся новопостроенным храмам от первых храмов. Внесение мощей в храм знаменует вступление в новосозданную церковь Самого Царя славы Иисуса Христа, во святых почивающего. Заключительные молитвы, лития (краткое заупокойное богослужение) и отпу́ст. После освящения храма сразу же совершается Божественная литургия. И после в новоосвящённом храме литургия служится семь дней подряд, ради даров Св. Духа, отныне всегда пребывающего в храме. Великое освящение может совершаться епископом (архиерейским чином) или священником (иерейским чином) и не только над новопостроенным храмом, но и в тех случаях, когда по какой-либо причине оказывается повреждённым или передвинутым престол. Так, возвращённые после долгих лет советской власти храмы, в которых были клубы, склады, цеха и т.п., подлежат Великому освящению. Храм Божий для верующих людей – светлое место. Сюда мы приносим и радости, и скорби, и страдания, полагая их к престолу Божию. Сегодня вера даёт нам силы поднимать из руин поруганные святыни. Люди в покаянии и молитве находят дорогу к православному храму, к истинной вере своих отцов и дедов. То, что Святая Русь росла и развивалась на основах Православия, должны знать и грядущие поколения.

Марина ВОЙТЮК

Новости по работе отдела здесь…