Жемчужина на Белых песках
Учащиеся Воскресной школы при Троицком храме г. Озёры совершили небольшое путешествие в Ступинский район. Они побывали в Свято-Троицком Белопесоцком женском монастыре и побродили по красивым уголкам этого края.
По благословению благочинного церквей Озёрского округа священника Евгения Кочеткова ребята вместе с родителями и педагогами приняли участие в экскурсии в одном из интересных мест Подмосковья.
Была замечательная погода и ехать в сторону монастыря от Озёр было легко и приятно.
К сожалению, на территории монастыря не разрешается фотографировать, и передать словами всю красоту этого райского уголка невозможно. В подворье всё ухожено и радует глаз. Разбиты большие цветники, стоят кованые витые скамеечки, даже ворот у монастырского колодца не простой, а с кованой выдумкой. О самом монастыре экскурсантам рассказала одна из монахинь (их проживает в монастыре всего 11 человек).
По традиции существование монастыря исчисляется от первого летописного упоминания (1498 год). Когда в эти места пришли первые иноки, точно неизвестно. Однако известно, что на Белых Песках, в пойме Оки стоял с войском перед Куликовской битвой Дмитрий Донской. В те времена по левому берегу Оки проходила южная граница Московского княжества, часто подвергавшегося набегам степных орд. Поэтому монастырь имел, как часто бывало в те времена, и важное оборонное значение. Известно, что основан был монастырь, как и многие другие в этой части Руси, по благословению Преподобного Сергия Радонежского. По преданию, сохранившемуся в летописях Троицкого монастыря, Сергий Радонежский проходил из города Серпухова через Белые пески в Каширу, и это место полюбилось ему. Он благословил его и изрек: «Быть тут монастырю!» и водрузил на этом месте крест. Достоверность местного предания косвенно подтверждается ещё и тем, что неподалёку от монастыря бьют два источника, которые и по сей день называют Сергиевскими. Непосредственно возведение Троицкого монастыря исторические сказания связывают с именем инока Владимира. В поисках монашеского уединения и «ведомый небесным благословением Игумена Земли Русской», пришёл он на Белые Пески и поставил там деревянную церковь. Весть о монахе-подвижнике стала распространяться по округе. К нему потянулись другие иноки. Так и возникла пустынь.
Белопесоцкий монастырь пользовался значительными привилегиями, что позволило братии со временем развернуть каменное строительство. Главный Троицкий собор был заложен в 1564 году.
Трудами игумена Владимира и его братии начинает строиться на берегу реки Оки монастырь – крепость, освящённый в честь Святой Живоначальной Троицы. Его окрестности, долгое время бывшие дикими, постепенно заселяются. Более того, крестьянские хозяйства на них со временем начинают процветать, так как Василий III освободил поселенцев, осевших на монастырской земле от всех даней и повинностей. В 16 веке крымские татары больше 20 раз совершали нападения на южные границы Московского княжества. Не раз сгорала дотла и деревня, находившаяся в непосредственной близости от Троицкого монастыря, Кашира. Во время набегов татарских орд население окрестных поселений, и Каширы в том числе, спасалось за стенами монастыря. Белопесоцкий монастырь в эти лихие времена обращался в настоящую военную крепость. Его насельники были искусны не только в молитве и постничестве, но и в ратном деле. Монастырь ни разу не был сдан врагу, татарам так ни разу и не удалось прорваться на его территорию. Интересен ещё один факт. В июне 1552 года в Троицком монастыре как бы эхом повторились события почти двухсотлетней давности перед куликовской битвой: войска Ивана Грозного, двинувшиеся в знаменитый поход на Казань, остановились на отдых как раз под Каширой, как в своё время войска Дмитрия Донского перед битвой Куликовской. И именно в Белопесоцком монастыре был отслужен молебен, и его игумен, благословляя воевод на ратный подвиг, вручил им две хоругви с изображением Николая Чудотворца. Сейчас один из храмов в монастыре, заложенный соответственно в 16 веке, посвящен именно этому святому. Это надвратный храм в колокольне. К войску Ивана Грозного присоединились ополченцы из Каширы и пятьдесят иноков Троицкого монастыря, умевших владеть оружием. Как когда-то Пересвет и Ослябя, белопесоцкие монахи отправились исполнять своё последнее великое послушание. В 17 веке границы русского государства удаляются к югу, и монастырь теряет оборонное значение. В Смутное время монастырь передают во владение Коломенскому Архиепископу. Тогда же была возведена церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского. А в первой половине 19 века ещё одна в честь Иоанна Предтечи. В 1998 году торжественно было отмечено 500-летие обители.
В настоящее время вновь восстанавливается триединое созвучие природы и архитектуры – город, река и монастырь, и очень важно, что древняя обитель стала украшением величественной панорамы. Ведь замечательный своими архитектурными и художественными качествами ансамбль Белопесоцкого монастыря можно рассматривать и как целостный памятник русской архитектуры, и как духовный центр региона, и как элемент целостного природного ансамбля берегов Оки. Во взаимосвязи духовного, природного и архитектурного наследия можно увидеть то, за что наши предки и иноземные путешественники именовали Святой Русью.
Марина Войтюк