В нашем городе начали активно действовать пресвитериане. Они распространяют листовки, приглашают встретиться и побеседовать о Боге и Библии, представляясь «просто христианами». Пресвитерианство называется также кальвинизмом – по имени Кальвина, его основателя, — и пуританством. Таких людей Христос называл «волками в овечьей шкуре» — под видом христианства они предлагают своим доверчивым последователям нечто совершенно противоположное. Предупредите своих друзей и знакомых о том, что учение пресвитериан не имеет никакого отношения ко Христу и Церкви. О том, кто же это такие – пресвитериане — рассказывает протоиерей Митрофан Зноско-Боровский.
Жан Кальвин — французский теолог и проповедник.
Пресвитерианство, или кальвинизм — третье направление протестантизма (кроме лютеранства и англиканства), родоначальником и инициатором его был Кальвин, проводник реформации в Швейцарии. Из Швейцарии учение Кальвина распространилось в юго-западной Германии и в Голландии под именем реформаторства, во Франции — под именем гугенотства и в Шотландии, Англии и Северной Америке — под именем пресвитерианства, нигде, кроме Шотландии, не заняв господствующего положения.
Кальвинизм представляет собою крайнее направление в реформаторском движении XVI века. Его особенности в сравнении с лютеранством заключаются в следующем:
1) Кальвин отошел от православия значительно дальше, чем Лютер;
2) Кальвин дополнил лютеранство своим учением о безусловном предопределении;
3) в то время как Лютер все же сохранил основные черты христианства, и влияние иудейства едва проскальзывает в его учении, в учении Кальвина элементы иудейской и языческой религий настолько явственны, что кальвинизм, а следовательно — и пресвитерианство, лишь с большой натяжкой можно считать христианским исповеданием.
По учению Лютера, добрые дела не имеют значения в деле спасения, ибо падший человек, потерявши — вследствие греха — всякую способность и свободу творить добро, сам по себе не может делать никаких добрых дел. Всякое добро в жизни человека есть исключительное дело действия одной Божией благодати. Это учение Лютера об оправдании верой, подаваемой Богом по Его усмотрению, привело в своём логичном развитии к мрачному противохристианскому учению о безусловном предопределении. Действительно, если сам человек со своей стороны ничем не может привлечь благодать Божию, если и сама вера — это единственное условие спасения со стороны человека — лишь дар Божий, естественно возникает вопрос: почему же при общей для всех беспредельной любви Божией одни люди веруют, получают от Бога благодать и спасение, а другие остаются без благодати и погибают.
Лютер не довел до конца этого момента в своем учении, ясный ответ на этот вопрос дал Кальвин своим учением о безусловном предопределении. Безусловное предопределение — это предвечное избрание Богом одних из людей ко спасению, а других — к погибели, совершенно независимо от их воли и без всякого отношения к их свободе. Предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу избранных Богом людей, избранных в силу Его непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто предопределен к вечной погибели. Как добрые дела, так и злые дела служат для выполнения Божиих предначертаний.
В доказательство справедливости своего учения о предопределении кальвинисты ссылаются обычно на IX главу Послания ап. Павла к римлянам. Отдельные изречения этой главы, взятые отрывочно, без связи с общим содержанием речи апостола, действительно как будто подтверждают учение Кальвина о предопределении, например об Исаве и Иакове говорит апостол, что еще прежде рождения их Господь Бог первого возненавидел, а Иакова возлюбил (ст.11-13). Однако это и некоторые другие места IX главы могут быть правильно поняты только в связи со всем содержанием этой главы, в которой апостол рассуждает о причинах отвержения Богом Израиля, сам печалится об этом, ибо это не может не печалить всех христиан.
Апостол говорит о том, что оправдание не является уделом только еврейского народа: «Не все те израильтяне, которые от Израиля, и не все — дети Авраама, которые от семени его». В этой главе его послания апостол направляет свою речь против иудеев, которые, считая язычников отверженными Богом, усвоили только себе одним исключительное право быть сынами Царствия Божия — за что? — за их мнимые достоинства, заключающиеся в их происхождении от Авраама и в исполнении ими закона Моисеева.
Вопреки этому взгляду иудеев, апостол доказывает, что спасающая благодать Божия протирается на всех людей, вследствие чего Бог и призывает к спасению не только иудеев, но и язычников (ст. 24), призывает их независимо от мнимых достоинств происхождения. Это и доказывает апостол примером Исава и Иакова: оба они произошли от семени Авраама, однако спаслись не оба; значит, спасение зависит не от мнимых достоинств происхождения и заслуг евреев, а от одной милости Божьей, которая без всякого пристрастия сообразуется в своих действиях и решениях с нравственным состоянием людей и может проявляться по отношению к некоторым язычникам даже предпочтительнее, чем к иудеям.
В учении о безусловном предопределении видны явные следы иудейского влияния. В понимании ап. Павла, предопределение основывается не на беспричинном решении божественной воли — одних спасти, а других погубить, — а на всеведении и предвидении Божием (Рим. 8, 27-30). Как всеведущий Бог знает и предвидит нравственное состояние людей и на основании этого предвидения предназначает людям известную участь как неизбежную по законам нравственной справедливости вследствие того или иного нравственного состояния, которое должно быть делом свободного нравственного самоопределения со стороны самого человека; Бог никому не назначает, не предписывает ни добродетельной, ни греховной жизни, и предвидение Божие не стесняет свободы человека.
Учение Кальвина находится в резком противоречии Слову Божию, которое учит, что благодать Божия, получаемая нами по заслугам Искупителя, всеобща, т. е. распространяется на всех людей. «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины» (1 Тим. 2, 4); «Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3, 9); «Любовь Христова объемлет нас… Христос умер за всех» (2 Кор. 5,14-15) — так свидетельствует Слово Божие.
Учение Кальвина о предопределении противоречит и одному из основных свойство Божиих — святости. Несовместимо с понятием о святости учение, утверждающее, что Сам Бог является виновником и причиной зла; ведь реформаторы учат, что Сам Бог предвечно избрал одних к спасению, других — к погибели, так что никакие усилия не могут спасти их (!)— здесь выявляется влияние язычества. Влияние язычества (пантеизма) сказалось на общем представлении Кальвина о божестве: если судьба людей помимо их воли от века предопределена, следовательно, божество есть какая-то фатальная сила или рок?!
Отрицательная сторона учения реформаторов о безусловном предопределении сказывается еще и в том, что это учение приводит к нравственному индеферентизму, к безразличию в определении понятий добра и зла. Действительно, какой смысл человеку подвизаться на поприще духовного делания, на поприще добродетели, коль скоро он уже предопределен или к спасению, или к погибели, предопределён безусловно — независимо от его нравственных поступков и действий.
Из учения реформаторов о безусловном предопределении вытекает другое их заблуждение — учение о непреодолимом действии на человека благодати Божией. Это учение они выводят из слов Спасителя: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6) и из слов ап. Павла: «Бог производит в нас хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13). Однако приведённые слова Христа и ап. Павла вовсе не подтверждают учения кальвинистов о безусловном действии благодати в деле спасения человека.
Слова Спасителя, приведенные в Евангелии от Иоанна, никак не содержат мысли о каком-то насильственном привлечении человека к Нему; из последующих слов Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47) — явствует, что только тот будет привлечен к Нему и получит жизнь вечную, кто добровольно уверует в Него. Имея основанием Слово Божие, Православная Церковь учит, что благодать Божия отнюдь не действует на людей безусловно, но сообразуется со свободою, с нравственным состоянием и духовной восприимчивостью человека. Действие и получение благодати как спасительной силы Божией, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей», возможно при:
1) условии свободной воли самого человека: Бог не стесняет данной человеку естественной свободы и насильно в Церковь не влечет;
2) желании, готовности и способности человека быть чутким и восприимчивым к призывам благодати Божией; в Евангелии повествуется о том, как Господь удалился от жителей Назарета, не сотворив у них чудес по причине неверия их;
3) при условии покаяния, т. е. перемены образа мыслей и жизни; Иисус Христос и Предтеча, возвещая людям о наступлении Царства Божия, требовали от них покаяния как необходимого условия для восхождения в это Царство.
Следует отметить и тот красочный факт, что в кальвинизме сильно чувствуется влияние Ветхого Завета, на задний план отодвигающее радостные тона евангельского Благовестия. Этот суровый ветхозаветный тон, как мы видели, живёт в учении о предопределении. Бог, предопределяющий большую часть людей к вечной гибели, ощущается в кальвинизме как безмерно страшное в своем величии, в своем владычестве Существо — при полном ничтожестве пред Ним твари.
Итак, кальвинизм:
а) отрицает в человеке свободу воли;
б) признает грех явлением естественным и неизбежным;
в) отрицает основные положения христианства, а таинства — это всего лишь символические знаки, и лишь воображаемо присутствует Христос в Евхаристии.
Под именем пресвитерианства кальвинизм был признан парламентом Шотландии в 1592 году государственным исповеданием. Из общей массы сектантов, находившихся в оппозиции к официальной Церкви и требовавших от короля и парламента более решительного проведения церковной реформы, пресвитериане, известные также под именем «пуритане», выделились в особую партию в царствование Елизаветы. Пресвитериане требовали упрощения богослужебных обрядов, устранения символики (изображение Креста, крестного знамени при крещении) и устройства Церкви по образцу апостольского времени, в их воображении начертанному. Основой устройства Церкви, по учению Кальвина и пресвитериан, является церковная община с пресвитером во главе, каковой избирается членами общины; общины объединяются в союзы, областные и государственные, сан епископа решительно упразднен.
Обряд пресвитерианской общины сводится к выслушиванию молитв, сочиненных самим «пресвитером», его проповеди и пению псалмов; «причащаются», сидя за длинным столом; браки благословляются на дому; над умершим на дому прочитывается молитва; литургия отменена, не читаются ни Символ Веры, ни «Отче наш», кроме воскресений праздников нет.