В наше время многие считают Вангу чуть ли не святой и смело ставят её в один ряд с блаженной Матроной Московской. На возражения они отвечают: «Если Ванга была неправославной, почему же храм, который она построила, был освящён? Почему целый ряд священнослужителей имел с ней общение?» Продолжая тему, начатую комментарием Александра Дворкина, мы обратились за подробностями к иеромонаху Виссариону, насельнику Афонского болгарского монастыря Зограф, автору диссертации о Ванге.
Иконостас храма, построенного Вангой. Рядом с ним находится «икона» самой Ванги, написанная в том же стиле
Иеромонах ВИССАРИОН, насельник Зографского монастыря во имя великомученика Георгия на Афоне:
— Действительно, очень многие болгары уверены в святости Ванги. За 45 лет социализма люди настолько отдалились от веры, что не отличают Божье от бесовского. Это трагедия болгарского общества. И огромной ошибкой я считаю освящение построенного Вангой храма. Принять его за православный может только человек, не знающий ни канонов, ни Предания, не понимающий духа христианства. Иконы в нём я не могу назвать даже живописью – это мёртвопись. Над престолом висит портрет Ванги, на котором она благословляет, как священник. Трудно представить большее кощунство. Женщина вообще не может так благословлять – исключение в иконописи делается для Богородицы, и то нечасто.
Митрополит Неврокопский Нафанаил понимал это. Сохранилась видеозапись, где он прямо говорит Ванге, что храм этот противоречит канонам и освящать его нельзя, а Ванга в ответ презрительно отзывается о канонах. Почему же в итоге владыка освятил его? Могу только догадываться. Тогда, в 1994 году, в Болгарской Православной Церкви был раскол, почти все власти и СМИ поддерживали раскольников, о Священном Синоде говорили и писали враждебно. Наверное, многочисленные почитатели Ванги шантажировали митрополита, грозились уйти к раскольникам, если он откажется освятить храм. Думаю, он пошел на компромисс в надежде, что эти люди медленно пойдут в Православие.
Один священник из Неврокопской епархии, присутствовавший на освящении, рассказывал мне, что у некоторых непосредственных участников (иерея Валентина Ноцкова, диакона Орлина Андреева) во время освящения сильно разболелась голова. Бог давал знаки, что это не Его волю они выполняют, а человеческую. Но еще святой Афанасий Великий говорил, что мы обязаны служить не времени, а Богу. Нельзя идти против Предания. Естественно, надежды митрополита не сбылись – не пришли почитатели Вангы к вере. Он — каноничный митрополит, я уважаю его сан, но тот поступок считаю ошибкой, о чем неоднократно говорил и писал.
Несколько месяцев назад я издал свою магистерскую диссертацию: «Ванга. Портрет одной современной колдуньи». Многие истории, рассказанные там о Ванге, я вычитал в книгах ее сторонников и последователей. Например, швея-модистка Эмилия Адамова описывает такой случай: «Когда мы с братом пришли к ней, Ванга осуществила такой сильный контакт с нашей умершей матерью, что говорила её словами и её голосом около часа». Естественно, Ванге неоткуда было знать прошлое незнакомых людей. Знали бесы, они и заставили Вангу говорить чужим голосом. Адамова, как и многие другие почитатели и последователи Ванги, рассказывает об этом с восхищением, так как не понимает, что ее кумир общалась с бесами.
И таких случаев немало – часто она и мужскими голосами говорила (например, когда тяжело заболела и врачи уже не могли ей помочь). А один мой друг видел, как в монастыре недалеко от Петрича Ванга не могла поклониться иконе Божией Матери. Он предложил ей помощь – до иконы было метров пять, но она сказала, что устала. Тогда они с ещё одним паломником попробовали поднести её к иконе, и Ванга закричала не своим голосом: «Сила меня оставит».
Когда вышла моя книга, митрополит Пловдивский Николай пригласил меня в свою епархию, поблагодарил за книгу, сказал, что давно пора было обличить эту колдунью. Также поддержали меня митрополит Ловечский Гавриил, митрополит Варненский Кирилл. Все эти уважаемые архиереи единодушны во мнении, что Ванга — не святая, а сатанинский феномен. Надеюсь, что в скором времени Священный Синод Болгарской Церкви выразит официальное отношение Церкви к Ванге. Но борьба только начинается. Увы, авторитет Церкви в болгарском обществе не так высок, как был в прошлом. Люди замечают человеческие немощи священников и епископов, а духовного смысла Церкви не понимают. Многие из них считают Вангу святой, и их сегодня слышат лучше, чем нас.
Знаю, что и в России многие считают Вангу святой. Как можно на родине таких великих святых, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Оптинские старцы, поклоняться лжесвятым колдунам? Но ничего не поделаешь – оккультизм быстро отравляет сознание современного человека. Поэтому мы перевели мою книгу на русский язык, уже издали небольшим тиражом, и скоро её можно будет приобрести в Киево-Печерской лавре. В России уже некоторые издательства тоже заинтересовались книгой.
Леонид Виноградов
Источник: Журнал «Нескучный сад»