Для всех, кто решил принять Святое Крещение, а также для родителей, желающих крестить своих детей, в Троицкой церкви проводятся обязательные огласительные беседы. Они проходят по воскресным дням в 18.00. За свечным ящиком производится предварительная запись. Беседы проводит священник Сергий Смольянинов, настоятель Сергиевского храма с. Горы. Отец Сергий имеет большой опыт работы на ниве христианского просвещения. Будучи ранее клириком Всехсвятской церкви в Ступинском благочинии, он постоянно проводил огласительные беседы для желающих принять Таинства крещения и венчания, преподавал сектоведение и историю Русской Церкви на богословских курсах и вёл на ступинском телевидении передачу на евангельские темы.
Для чего нужны огласительные беседы? Сейчас всё чаще во многих храмах перед совершением Таинства Крещения проводятся приготовительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих людей такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше всё было проще – пришёл в храм, и тебя крестили. Действительно, почему нельзя крестить человека без подготовки? Ведь если он пришёл — значит, хочет креститься, и зачем препятствовать этому?
Как это ни странно звучит, практика «пришёл и крестился» – это плод гонений на Церковь со стороны советских властей. Действительно, если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг — то он совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения. Но до времён гонения подобной практики не существовало.
Длительная подготовка перед Таинством Крещения требовалась уже в самые ранние годы существования христианской Церкви. Все желающие должны были заранее записаться в определённые списки, свидетельствуя о своём желании. С началом поста эти люди становились «оглашенными» – так назывались готовящие ко Крещению, поскольку им читались специальные поучения – оглашения.
Когда пост приближался к концу, все оглашенные приходили на экзамен к Иерусалимскому епископу, и он спрашивал каждого об основах христианского вероучения. Если человек готовился ко Крещению нерадиво, то он не допускался до этого Таинства, и оно откладывалось до следующего раза. Но самое главное, что оглашенный должен был привести с собою поручителя – христианина, который должен был быть всем хорошо известен в Иерусалимской церковной общине. Этот христианин перед епископом должен был засвидетельствовать о том, что оглашенный достоин Крещения, ибо уже живет по-христиански.
Таким образом, необходимость подготовки ко Крещению и недопустимость Крещения без неё – это не нововведение, а возрождение обычного положения дел в Церкви.
Вот что говорит об этом известный русский подвижник и духовный писатель XIX века святитель Игнатий Ставропольский (Брянчанинов): «Необходимо тщательное приготовление перед принятием святого Крещения. В тщательном приготовлении заключается неотъемлемое условие того, чтобы великое таинство принесло обильно плод свой, чтобы оно послужило во спасение, а не в большее осуждение. Это говорится для объяснения таинства и в особенности для приступающих к нему не в младенческом возрасте, в котором по обстоятельствам настоящего времени почти все мы принимаем Крещение.
Приготовление к святому Крещению есть истинное покаяние. Истинное покаяние сеть неотъемлемое условие для того, чтобы святое Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов грехами, в сожалении о них, в исповедании их, в оставлении греховной жизни. Иначе: покаяние есть сознание падения, сознание необходимости в Искупителе, покаяние есть осуждение своего падшего естества и отречение от него для естества обновленного.
Необходимо, чтобы наш сосуд — сосудом называю ум, сердце и тело человеческие по отношению к Божественной благодати — был очищен для принятия и сохранения Духовного Дара, преподаваемого святым Крещением. Необходимо, чтобы этот сосуд не только был очищен, но и осмотрен прилежно, необходимо, чтобы имеющиеся в нем повреждения, особенно скважины, были тщательно исправлены; если же они останутся неисправленными, то живая вода (Ин. 7, 38), вливаемая в сосуд святым Крещением, не удержится в сосуде: она излиется из него, к величайшему его бедствию. Скважинами называю греховные навыки. Необходимо, чтобы наш Иерусалим был отовсюду обнесен, как стенами, благими нравами и обычаями: тогда только может быть принесено в жертву и всесожжение, в купели Крещения, наше падшее естество, а естество обновленное, доставляемое Крещением, сделаться алтарем благопотребным для принесения жертв и всесожжения, благоугодных Богу (Пс. 50, 20, 21).
Без такого приготовления какая может быть польза от Крещения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся впоследствии в полном неведении о том, что мы приняли? Между тем мы приняли неоцененный Дар, приняли на себя страшное обязательство; ответственность по этому обязательству так же неизмерима и бесконечна, как неизмерим и бесконечен Дар. Какая может быть польза от Крещения, когда мы не понимаем нашего падения, даже не признаем, что наше естество находится в состоянии горестнейшего падения?»